Бывший руководитель Sony Worldwide Studios Шон Лейден выразил обеспокоенность по поводу влияния подписочных сервисов, таких как Xbox Game Pass, на индустрию игр. По его мнению, такая модель может превратить разработчиков в «наемных работников».
Подписочные сервисы: угроза или возможность?
В интервью изданию Games Industry Лейден сравнил игровые подписочные сервисы с музыкальными, отметив, что несмотря на то, что такие платформы, как Spotify и Apple Music, значительно сократили продажи физических носителей, музыканты имеют возможность зарабатывать на гастролях и продаже мерчандайза. «В игровой индустрии у нас есть только запуск игры», — отметил Лейден. «Никто не хочет платить за то, чтобы прийти в студию и смотреть, как кто-то пишет код».
Финансовое влияние подписочных сервисов — не единственная проблема. Это также может негативно сказаться на разработчиках и их творчестве, а сама прибыльность таких моделей остается неопределенной.
«Можно провести любые финансовые манипуляции, чтобы сделать сервис прибыльным. Но действительно ли это полезно для разработчиков?» — задается вопросом Лейден.
Риски для разработчиков
Подписочные сервисы могут превратить студии и разработчиков в нечто, похожее на «наемных работников». «Они не создают ценности, не выводят её на рынок, не получают прибыль и дополнительные бонусы», — говорит Лейден. «Это просто: 'Вы платите мне за час работы, я создаю игру, и вы размещаете её на своих серверах'».
Критика в адрес модели Game Pass начала поступать и от самих разработчиков. Основатель Arkane Studios Рафаэль Колантонио выразил недовольство после массовых сокращений в Microsoft в июле. «Я считаю, что Gamepass — это несостоятельная модель, разрушительно влияющая на индустрию. В какой-то момент реальность должна настигнуть», — заявил он.

				
Интересная точка зрения Лейдена. Действительно, подписочные сервисы меняют экономику игр. Хорошо это или плохо — время покажет. Но как потребитель, я доволен доступностью игр.
Согласен с Лейденом, что подписочные сервисы могут негативно сказаться на креативности. Разработчики могут начать работать по шаблону, чтобы соответствовать массовому спросу, вместо создания инновационного контента.
Как независимый разработчик, я беспокоюсь о влиянии таких моделей на малые студии. Подписочные сервисы могут вытеснить уникальные проекты, которые сложно найти среди большого количества предложений.