За последние годы индустрия видеоигр стала свидетелем громких сделок. Покупка Activision Blizzard компанией Microsoft — самая масштабная из них, но приобретение Bungie Sony также значимо. Даже сделки меньшего масштаба, такие как покупка Quantic Dream компанией NetEase или поглощение Daedalic Nacon, нельзя игнорировать. Однако, как показывает последний опрос GDC о состоянии игровой индустрии, этот процесс вызывает беспокойство у самих работников отрасли.
В 2023 году, когда разработчиков впервые спросили о консолидации отрасли, 17% респондентов полагали, что крупные приобретения, такие как покупка Activision Microsoft, окажут положительное влияние на индустрию. В 2024 году такого мнения придерживались лишь 5%. Доля тех, кто считает, что эти сделки окажут негативное влияние, осталась практически неизменной — 43% в этом году против 44% в 2023 году, в то время как процент тех, кто считает, что это не окажет значимого воздействия, уменьшился с 7% в 2023 году до 2% в 2024 году.
Такое изменение в настроениях неудивительно. 2023 год был тяжелым для работников игровой индустрии из-за массовых увольнений, и 2024 пока не предвещает улучшений. Многие увольнения связаны с чрезмерной экспансией в начале пандемии Covid-19, хотя большинство руководителей, принявших эти решения, всё ещё сохраняют свои посты. Один из респондентов отметил особенно вопиющий случай с Embracer Group — шведской холдинговой компанией, которая за несколько лет превратилась в игрового гиганта, только чтобы затем уволить сотни людей и закрыть несколько студий после провала одной крупной инвестиционной сделки.
"Я считаю, что недавние ошибки Embracer это иллюстрируют," — отметил один из опрошенных. "Когда крупная публичная компания скупает значительные части индустрии, это неизбежно приводит к дублированию функций и ставит инновационные студии в положение, где они недостаточно прибыльны для акционеров."
Другой респондент высказал более резкие мысли: "Существуют причины, по которым антимонопольные законы были введены. Консолидация богатства и власти неизбежно порождает самоуспокоенность и пренебрежение к работникам и потребителям со стороны руководства и акционеров."
42% респондентов заняли более нейтральную позицию, заявив, что крупные приобретения окажут "смешанное воздействие" на бизнес. Некоторые признают, что с точки зрения бизнеса приобретения часто являются положительными, но не всегда выгодны для отдельных разработчиков или игр, не имеющих огромной аудитории.
"Очевидно, что было множество увольнений, и централизация медиа под крупными брендами, как это происходит с Disney, не приносит пользы медиа, поскольку это создаёт определённую однородность," — сказал один из участников опроса. "Множество продуктов, конкурирующих с одними и теми же стандартами риска и творческими ценностями. Меньше пространства для новаторов и интересных уникальных проектов."
"С точки зрения конкуренции это не очень хорошо," — отметил другой. "Однако, будучи небольшой компанией, просто пытающейся свести концы с концами, есть соблазн стать привлекательной для приобретения, так как это может снять давление с управления и сделать финансовые проблемы менее приоритетными в краткосрочной перспективе."
Некоторые больше сосредоточились на творческом влиянии консолидации: один из респондентов предсказал, что "гейминг уровня AAA и корпоративный сектор застоятся, и появится новая волна 'тройных-I' инди, что приведёт к 'ренаиссансу дизайна' в недалёком будущем", в то время как другой отметил, что поглощение небольших студий более крупными компаниями помогает им "получить большую аудиторию и предотвратить исчезновение франшиз."
Это напоминает комментарии главы Xbox Фила Спенсера, который заявил после приобретения Activision Blizzard, что он "полностью поддерживает" идею вернуть старые игры из каталога Activision, — идея, которую он высказывал ещё несколько лет назад, когда сделка только анонсировалась. Насколько вероятно её осуществление, ещё предстоит увидеть.
Озабоченность по поводу негативного влияния приобретений и консолидации также отражена в вопросе о возможных увольнениях: чуть более трети респондентов считают, что их компания не столкнётся с увольнениями в течение следующего года.
Интересно, что опрос также показал смешанные чувства относительно того, что могут сделать отдельные разработчики, чтобы защитить себя от негативных последствий крупных сделок. 57% респондентов заявили, что индустрия должна объединиться в профсоюзы, что немного больше по сравнению с 53% в 2023 году, но поддержка была явно разделена по возрастным группам: 72% респондентов в возрасте 18-24 лет поддерживают профсоюзы, но эта цифра постепенно снижалась с увеличением возраста, достигнув всего 29% среди тех, кому 55-64 года.
Интересная статья, но не согласен с тем, что консолидация всегда негативна. Да, есть риски, но и возможности для развития. Надо смотреть на каждую сделку в отдельности, а не обобщать.
Как инди-разработчик, могу сказать, что крупные компании часто душат инновации. Мы просто не можем конкурировать с их ресурсами, и это грустно. Надеюсь, что действительно будет 'ренаиссанс' для инди-игр.
Забавно, как история повторяется. В 80-х и 90-х мы видели похожие движения на рынке. Надеюсь, этот раз индустрия извлечет уроки и сможет сохранить баланс между инновациями и стабильностью.