Сенаторы США выражают серьёзную озабоченность по поводу покупки EA: "Сделка несёт риски иностранного влияния и национальной безопасности"

Сенаторы США выражают серьёзную озабоченность по поводу покупки EA:

Покупка компании Electronic Arts за 55 миллиардов долларов консорциумом, куда входят Саудовский государственный инвестиционный фонд и инвестиционная фирма Affinity Partners Джареда Кушнера, вызвала немалое беспокойство среди наблюдателей. Основные опасения связаны с возможными негативными последствиями для EA, её творческой деятельности и сотрудников. Однако некоторые представители правительства США обеспокоены по другим причинам. Сенаторы Ричард Блументаль и Элизабет Уоррен в письме министру финансов США Скотту Бессенту выразили "глубокую озабоченность в связи с иностранным влиянием и рисками для национальной безопасности", которые могут возникнуть в результате этой сделки.

"Предложенная сделка создает значительные риски иностранного влияния и национальной безопасности, начиная с репутации PIF как стратегического инструмента саудовского правительства", говорится в письме, фактически указывая на давние обвинения в "спортсвошинге", проводимом Саудовской Аравией через миллионы долларов инвестиций в спорт, видеоигры и "другие культурные институты".

Сенаторы утверждают, что эти сделки не только о деньгах, "они о влиянии". Они также отмечают, что согласованная цена покупки значительно превышает фактическую стоимость EA: "Желание Саудовской Аравии купить влияние через приобретение EA очевидно из самого характера сделки — инвесторы предлагают заплатить более чем на 10 миллиардов долларов больше, чем текущая рыночная стоимость компании, акци и которой 'застыли на месте' на протяжении полудекады в непредсказуемо волатильной отрасли".

Также вызывает вопросы участие Джареда Кушнера, зятя действующего президента США Дональда Трампа, чья фирма Affinity Partners получила инвестицию в размере 2 миллиардов долларов от PIF всего через шесть месяцев после его ухода с поста старшего советника президента в 2021 году. Сенаторы утверждают, что его роль в этой сделке "вызывает тревожные вопросы о том, участвует ли мистер Кушнер в сделке исключительно для обеспечения одобрения федеральным правительством", добавляя: "в соответствии с беспрецедентной коррупцией и монетизацией власти федерального правительства в администрации Трампа, какой регулятор скажет 'нет' зятю президента?"

Даже не учитывая возможные политические интриги, сенаторы отмечают, что сделка требует тщательной проверки из-за её "потенциала к расширению и укреплению саудовского иностранного влияния в Соединенных Штатах". EA имеет огромную базу пользователей, из которой она собирала (и будет продолжать собирать) огромное количество личной информации на протяжении многих лет — всё это фактически окажется в руках саудовского правительства. Более того, поскольку EA станет частной компанией после завершения сделки, надзора со стороны SEC не будет.

"Неограниченный доступ к этой информации со стороны репрессивного, авторитарного правительства создаёт значительные потенциальные риски слежки за американцами, тайной саудовской пропаганды и избирательной репрессии и цензуры лиц, не угодных саудовскому правительству", говорится в письме.

"Контроль PIF над операциями EA может распространяться на влияние или прямое руководство проектированием, функциями и решениями компании по продуктам в целях продвижения конкретных и долгосрочных целей саудовского правительства. PIF будет в хорошем положении, чтобы диктовать или накладывать вето на то, какие истории будут рассказаны американцам через популярное средство видеоигр, контролируя нарративы об истории и культуре США. Короче говоря, способность саудовского правительства оказать своё влияние через EA станет эффективным инструментом для проекции власти по всему миру. Как отметил один аналитик, "Саудовская Аравия явно осознает политическое и культурное влияние видеоигр, особенно среди молодежи".

Я хотел бы на секунду задуматься о иронии. США на протяжении поколений активно использовали культурную гегемонию для влияния на мир, в видеоиграх так же, как и в других медиа. (Нет более влиятельного культурного рычага, чем Голливуд, например.) Американцы и их союзники – это хорошие ребята, даже когда это не так, что проявляется в современном повествовании видеоигр: например, известная резня на шоссе в Call of Duty: Modern Warfare была приписана не западным силам (как это было в реальной жизни), а России, тогда как убийство иранского генерала Касема Сулеймани американскими силами, широко рассматриваемое как нарушение международного права, в Modern Warfare 2 представлено как крутое и правильное действие.

В этом свете можно с долей скепсиса отнестись к сенаторской обеспокоенности по поводу историй, которые будет рассказывать EA, когда она окажется в руках Саудов. Однако, с другой стороны, нельзя отрицать, что Саудовская Аравия, как говорится в письме, управляется "репрессивным, авторитарным правительством" с мрачной репутацией в области прав человека, де-факто правитель которой (и председатель PIF) широко считается заказчиком убийства журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году.

Поэтому, как отмечают Блументаль и Уоррен, необходимо как минимум внимательно рассмотреть предложенную сделку. Они призывают к "тщательному расследованию" покупки Комитетом по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах, особенно с целью гарантировать, что PIF и саудовское правительство не будут злоупотреблять личной информацией американских клиентов, не получат доступ к чувствительным технологиям (в частности, искусственному интеллекту) и не "используют свой контроль над EA для действий, подрывающих национальную безопасность США".

Несмотря на замечания о ситуативном применении мягкой силы, я считаю, что опасения, выраженные Блументалем и Уоррен, обоснованы. Остаётся открытым вопрос, будет ли сделка EA подвергнута серьезным вызовам: во-первых, Блументаль и Уоррен оба демократы, партия, недавно описанная заместителем главы аппарата по политике Стивеном Миллером как "внутренняя экстремистская организация", если вы надеялись на двухпартийное сотрудничество в этом вопросе. Бессент, министр финансов, является стойким сторонником Дональда Трампа, в то время как председатель FTC Эндрю Фергюсон, назначенный на этот пост Трампом, указал, что будет менее агрессивен в проверке слияний, чем его предшественница Лина Хан, которая недавно отметила, что всё, что она предсказала о приобретении Microsoft Activision-Blizzard, сбывается.

Оставить коментарий
Комментарий:
Комментарии
  1. user

    Очень интересная статья! Я даже не задумывался о том, насколько видеоигры могут быть инструментом культурного влияния. Надеюсь, что власти действительно тщательно проверят эту сделку, чтобы не допустить нежелательного вмешательства в нашу культуру и безопасность.